Мастерская Фонда «Второе дыхание» — творческое инклюзивное пространство, где можно научиться шить на машинке или вязать крючком, попробовать себя в качестве дизайнера или починить фурнитуру у любимой сумки. Для этого в Мастерской есть бесплатный швейный, творческий и столярный коворкинги. Также проводятся креативные мастер-классы, курсы и лекции для всех желающих. В самой Мастерской создана безбарьерная среда: помещение оснащено пандусом, широкими проёмами, адаптированным санузлом.

Мастер-классы для молодых взрослых с ОВЗ проводятся в творческом пространстве практически с открытия — с 2021 года. Например, за последний год в Мастерской прошло 140 мастер-классов для людей с инвалидностью. Также были созданы инклюзивные смешанные группы. Под руководством опытных мастеров и дизайнеров посетители регулярно учатся делать украшения, аксессуары и другие объекты из вторичных материалов, развивают мелкую моторику, осваивают различные апсайкл-техники и учатся креативному подходу в использовании одежды с дефектами.
Резидент Мастерской, Лиза Иванова, работает с подростками с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивными группами. Лиза поделилась своим опытом, тонкостями процесса и рассказала, почему это направление так важно развивать среди подростков.
Лиза о себе
Меня зовут Лиза, я мастер и резидент Мастерской Фонда «Второе дыхание». Провожу занятия по творческой реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья, мастер-классы по рукоделию для всех желающих, а также курс по адаптации для незрячих детей, направленный на развитие навыков ухода за гардеробом.
От шопоголизма до разумного потребления
Давным-давно, в нулевых, я была шопоголиком и получала массу удовольствия от покупки одежды. В десятые годы обучалась фэшн-дизайну и шила вещи из тканей, которые сама покупала, но многие из них я, конечно, попортила. А затем, ближе к концу десятых, произошла глобальная переоценка ценностей, и я стала интересоваться разумным потреблением, проблемами экологии и относить вещи в Фонд «Второе дыхание». Так что с Фондом я знакома уже очень-очень давно. О Мастерской Фонда мне рассказала моя знакомая и по совместительству бывший пиар-директор «Второго дыхания».
Затем я стала частью проекта по ремонту одежды и исследованию практик её ремонта как культурного феномена. Спустя время у меня возникло желание помогать добрыми делами, и мы с подругой предложили помощь в приюте для животных. Однако в двух приютах нам сказали, что нужна только денежная помощь. И тогда я решила пойти проверенным путем, поволонтёрить в уже знакомом Фонде «Второе дыхание», так как стояла в чате друзей Фонда. И так я оказалась в Мастерской, чтобы помочь с сортировкой пластика, и познакомилась с администратором, рассказала о том, чем я занимаюсь, и меня пригласили попробовать стать мастером.
«Я чувствую, что оставляю в этом мире что-то хорошее после себя»
Проведение мастер-классов для меня не было новым опытом, потому что я много лет до этого работала педагогом. У меня педагогическое образование, и я преподавала в университете на программах бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования, а также много лет проработала репетитором по английскому языку. Поэтому могу сказать, что мастер-классы по творчеству, в принципе, следуют той же структуре, что и другие занятия. Мы исходим из того, что человек уже знает и умеет, опираемся на предыдущий опыт, двигаемся от простого к сложному, постепенно расширяя зону возможностей, углубляя умения и улучшая определённые навыки обучаемого.
Почему я занимаюсь этим на протяжении долгого времени? Наверное, потому что мне нравится передавать знания, учить людей. Я чувствую, что оставляю в этом мире что-то хорошее после себя.
Творчество, как способ самопознания
Творческие занятия важны для всех людей, не только для подростков. В начале мы даём базовую технологию, а затем человек проявляет себя: выбирает цвета, материалы, создает композиции. Через это человек проявляется и начинает понимать что-то о себе. Возможно, в какой-то степени даже знакомиться с собой, и это важно. Чем раньше человек начнет понимать, кто он, чего он хочет, что ему нравится, тем скорее он себя познает. Поэтому я считаю, что счастливы те дети, у которых есть возможность заниматься творчеством.
Как зарождается дружба и смягчаются барьеры в общении
Будь то подростки с ограниченными возможностями здоровья или нормотипичные подростки, всем важно находиться среди сверстников, потому что там происходит социализация.
Важно создавать ситуации, где они что-то делают вместе, чтобы показать, что мир — он очень разный. И, наверное, научить, если не принять, то хотя бы нейтрально относиться к тем, кто от тебя отличается. Совместная творческая деятельность помогает находить точки соприкосновения, акцентировать внимание именно на тех моментах, которые вас объединяют, а не наоборот. Я думаю, что совместная творческая деятельность учит подростков принятию и толерантности.
У меня был интересный пример, когда один мальчик в группе начал читать забавные стишки и незрячая девочка по памяти прочитала тоже стишок в ответ, затем мальчик еще один, и у них такой завязался своеобразный баттл, и было очень интересно наблюдать за тем, как два юных человека абсолютно на равных соревновались и явно наслаждались процессом. Они стали друзьями, потому что последующие дни незрячая девочка каждый раз спрашивала спрашивала «А Паша сегодня с нами в группе или нет?» И мне кажется, тут явно могут смягчиться барьеры в общении: становится меньше скованности, которая возникала поначалу, потому что большинство просто очень мало знает о людях с ограниченными возможностями здоровья и о том, как с ними нужно общаться.
Возникающие трудности
Проведение творческих занятий для людей с ограниченными возможностями здоровья требуют большой подготовки, потому что все задания должны быть адаптированы под их особенности. Это могут быть особенности моторики, ограниченные объемы внимания и памяти, также это может быть что-то, связанное с восприятием, и другие индивидуальные нюансы. Нужно избегать сенсорной перегрузки, если речь идет о людях с расстройствами аутистического спектра, и так далее.
Сложнее всего даётся передача навыков людям с особенностями зрения. Нам, зрячим, трудно представить, как много информации мы получаем через зрение. Даже если мы закроем глаза, то всё равно будем опираться на визуальный образ, который у нас уже сформирован. И когда мы разматываем катушку нитки, например, мы можем представить, где примерно расположен её кончик, чтобы его отрезать. Но дети, которые делают это в первый раз, не могут понимать ориентацию предметов, которые не находятся у них в руках. Есть если речь идёт о нитке, они понимают, где она, когда держат её за кончик и другой рукой держат катушку. Если они отпускают либо кончик, либо катушку, то они уже не могут понять, как натянута нить, где она и в каком месте нужно отрезать. Нужно учить их с нуля ориентироваться на ощупь. И это очень необычно и поначалу очень трудно. Но всё возможно. И это утешает.
Почему важно развивать направление инклюзии среди подростков
Многие педагоги разделяют мнение, что если определённую тему ученик, который её освоил, объяснит ученику, которому она непонятна, это будет эффективнее, чем если этому же ученику её снова и снова будет объяснять преподаватель. Я думаю, что это правда так, потому что у взрослого и у ребёнка совершенно разные уровни мышления. И детям одного возраста легче на одном и том же уровне о чём-то договориться, друг друга понять. Мне кажется, что с творческими занятиями точно так же. Важно, чтобы дети взаимодействовали, а не только слушали педагога и повторяли за ним. Надо, чтобы они учили друг друга, учились друг у друга. Ну и, конечно же, самим мастерам тоже было бы неплохо и полезно поучиться объяснять у детей. Поэтому я считаю, что очень важно проводить творческие занятия для подростков, делать это в смешанных группах и помогать друг другу.
Мастерская Фонда — это открытое пространство, где любой желающий бесплатно может обновить или отремонтироваь вещи. Здесь вы найдёте разные ткани и одежду для апсайкла, сможете поработать на оверлоке, бытовой или промышленной машинке, повязать, собрать украшение из ненужных бусин и бисера, сделать арт-коллаж, вырезать фигурку из дерева. Участие в мастер-классах бесплатное, по предварительной регистрации. Узнать расисание и зарегисрироваься можно, нажав на кнопку «Узнать больше».
Мастер-классы прошли при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».
