Как проверять бренды на гринвошинг

Экологичные бренды заботятся об окружающей среде. Бренды, которые занимаются гринвошингом — только делают вид, что заботятся

Быть экологичным модно. К сожалению, об этом знают маркетологи. Привлечь покупателей «осознанностью» и «экологичностью» хотят многие, а делать реальные изменения — единицы. 

Гринвошинг — это рекламная тактика, которую компании используют, чтобы казаться более экологичными. «Казаться» — ключевое слово. По результатами исследований Еврокомиссии, 42% брендов используют именно эту стратегию для увеличения продаж. 

Рассказываем, на что обратить внимание, чтобы не попасть в ловушки маркетологов и как бороться с гринвошингом.

Photo: Mart production / Pexels

Ищите конкретику

Как бренд подтверждает свои слова? За фразой «экологически чистый продукт» может не стоять ничего. Вот ещё пара прекрасных примеров: «спасем планету», «делаем мир лучше», «используем натуральные материалы» и все в этом духе.

Иногда бренды даже не пытаются раскрыть значение своих громких заявлений.  В первую очередь зайдите на сайт организации, устройте свое маленькое расследование. 

Так в 2019 году H&M выпустили коллекцию Conscious. Компания заявила, что в линейке используются натуральные материалы, аналоги кожи, органические и переработанные ткани. Однако никаких подтверждений этих заявлений активисты не обнаружили: вся экологичность закончилась на цветочных принтах.

Изучайте бизнес-модель

Компании любят устраивать одноразовые акции, чтобы привлечь внимание СМИ. Модный дом может отказаться от использования меха на одном показе, но продолжить его использовать после недели моды. Или, например, пожертвовать крупную сумму на решение экологических проблем, при этом продолжая быть источником этих самых проблем.

Так онлайн-магазин Shein летом 2022 года пожертвовал 15 миллионов долларов организации, которая работает с текстильными отходами. Это, разумеется, хорошо. Но Shein все еще остается гигантом в мире быстрой моды и продолжает производить от 700 до 1000 предметов одежды ежедневно.

Photo: Ron Lach / Pexels

Спрашивайте напрямую

За спрос денег не берут. Поговорите с людьми, которые рекламируют экологичную одежду. Чаще всего, если они в самом деле делают свой продукт устойчивым, они с удовольствием об этом подробно расскажут. В конце концов, модная индустрия в ответе за 8% мировых выбросов углекислого газа. И если компания решает эту проблему, тут есть чем гордиться, разве нет?

Можно задать вопрос менеджеру магазина, поискать контакты на сайте бренда, связаться через социальные сети или по почте.

Проверяйте сертификацию

Подтвердить надежность продукции может независимая сторона. Если товар прошел проверку экологической организации, то производитель получает право использовать экомаркировку. Такой символ на этикетке или баннере значит, что производителю точно можно доверять.

Но будьте осторожны: экомаркировка —  это не просто зеленый значок «эко». Проверить сертификацию можно в приложении Ecolabel Guide.

Сертификацию проходят не только крупные зарубежные бренды: российская марка Petrichor тому пример. 

Photo: Robin / Pexels

Развивайте насмотренность

Посмотреть «врагу» в лицо можно на Greenwash.com. На сайте разобраны самые разные случаи гринвошинга: от кричащих до неприметных. Попробуйте посмотреть пару примеров. В будущем будет проще подмечать такие вещи самостоятельно. 

Казалось бы, чем плох 100% перерабатываемый топ ASOS? Как минимум тем, что пока нет технологии, которая могла бы без потерь переработать полиэстр в новую ткань.

Что делать, если вы раскрыли гринвошинг

Хорошие новости: бренды очень заботятся о своей репутации. Если поймали производителя на гринвошинге, расскажите об этом. Можно выложить пост в социальные сети и отметить официальный аккаунт бренда, связаться с экоблогерами. Рассказывайте, спрашивайте, снимайте, фотографируйте. Поверьте, это работает!

Благодаря вашим пожертвованиям мы превращаем сданную одежду в добрые дела