Как незрячие и слабовидящие подростки учились шить в Мастерской

Участник курса Миша поделился опытом выбора одежды, особенностями повседневной жизни и планами на будущее

, ,

Обычно, мы нечасто думаем о том, как правильно держать ножницы, как зашить появившуюся дырку на футболке или погладить утром мятую рубашку. У нас есть возможность видеть складки на одежде, замечать дефекты и исправлять их самостоятельно в домашних условиях, не обращаясь в ремонтную мастерскую. У людей с нарушением зрения такой возможности нет. 

В августе в Мастерской Фонда мы запустили курс, который перевернул представление о самостоятельной жизни незрячих и слабовидящих подростков. Участие приняли 14 человек из проекта «Мир иначе». Проект оказывает психологическую поддержку всем, кто столкнулся с частичной или полной потерей зрения. Курс по уходу за одеждой и шитью стал продолжением проекта и помог ребятам стать более самостоятельными в бытовой жизни. 

На протяжении всего курса по получению бытовых навыков шитья и ухода за одеждой незрячие подростки учились своими руками ухаживать за одеждой и ремонтировать её. Познакомились с нюансами составления гардероба на каждый день, стирки, сушки, глажки, хранения вещей, учились вставлять нитку в иголку и осваивали разные виды стежков. Результатом курса стала сшитая своими руками мягкая игрушка и навыки, которые помогут ребятам чувствовать себя более самостоятельными в повседневной жизни. 

Мы поговорили с Мишей, участником курса. Мише 17 лет, он не видит с рождения, перенёс сложную операцию, любит ходить по продуктовым магазинам и мечтает стать массажистом. Он рассказал нам, как незрячему подростку ухаживать за одеждой, учиться в школе-интернате и заводить новые знакомства. 

Повседневная жизнь и учёба

Сейчас мне 17 лет. В свободное время я помогаю семье, хожу по продуктовым магазинам, делаю домашнее задание, с осени 2022 я участвую в проектах для незрячих. Стараюсь по возможности всё-всё посещать. В программе есть экскурсии. Мы даже сами учимся их проводить — например, в рамках курса я был экскурсоводом в Новой Третьяковке.

«Кто схватит — тот молодец»

Сейчас я перешёл в 10 класс. Учусь в специальной школе-интернате по общеобразовательной программе. На занятиях мне не хватает индивидуального подхода. К сожалению, у нас половина класса плохо разбираеются в математике. Таким ученикам дают общие задания и ставят тройки, но материал объяснить и разобрать ошибки особо не пытаются, работают активно на уроке только с теми, кто что-то усвоил, остальные слушают. 

Как обучают бытовым навыкам в школе-интернате

Что касается бытовых навыков, им тоже как бы учат, но так же: кто понял — тот понял, кто не понял — учится методом проб и ошибок. Когда был урок по шитью, нам дали нитки и иголки,сказали: «Учитесь вставлять нитку, и мы вам пятёрки поставим». Один раз показали и отошли. В итоге, когда пришло время дошивать, учитель села рядом со мной и говорит: «Я за тебя всё сделаю, чтобы было быстрее». 

В общем, с шитьём не сложилось точно так же, как и с ориентировкой на местности. Когда сменился учитель, было тяжело с ней поладить, так как все учат по-разному. И в итоге я не знаю, где золотая середина. Помню, что сказал: «Меня так учил предыдущий учитель», мне ответили: «Я сейчас на тебя докладную напишу». 

Не все педагоги обучены работе с незрячими. Некоторые умеют, некоторые нет. Кто-то может накричать, например, если не так поставишь запятую. Поэтому качественная образовательная система очень важна для нас.  

Отличия школы и курса

Если говорить про наши занятия по шитью и ремонту одежды — мне всё очень нравится и я чувствую результат. Тут к каждому из нас есть индивидуальный подход и мастера стараются объяснить тему, пока мы самостоятельно не научимся вставлять нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу. Ещё остались сложности с иголками, с ниткой, так как есть проблемы с моторикой, но это тоже всё решается!

Как незрячему выбрать одежду и ухаживать за ней?

Изредка я покупаю одежду в магазине, чаще всего мы с семьёй ходим на рынок. Там пройти можно побольше, это комфортнее и на свежем воздухе. Но в выборе одежды всё строится на доверии к близким. Например, у меня полно вещей в гардеробе, поэтому я всегда обращаюсь к зрячим родственникам, чтобы помогли собрать комплект и подсказали, как сочетаются цвета. Мой любимый аутфит — футболка, джинсы либо брюки, кроссовки и кепка! Очки я всегда одни ношу, вторые лежат как запасные. 

В уходе за одеждой тоже помогают родственники, особенно с сортировкой, чтобы понять, что стирать. Но больше всего вызывает трудности починка одежды. Когда она порвалась, растянулась и жаль её выбрасывать.

«Особенности зрения не мешают разбираться в людях»

Есть выражение «Встречают по одёжке, провожают по уму». У незрячих так не работает. Я в основном смотрю на общение человека. И одной встречи недостаточно, чтоб сделать вывод, какой он. Можно предположить, что ему  нельзя доверять, а он тебе сделает столько хорошего, что потом будешь себя корить. Или же наоборот — можешь не разглядеть подвох и довериться полностью, а человек потом тебя подведёт. 

Особенности зрения не мешают разбираться в людях. Но зачастую бывает, что ты можешь неправильно о ком-то подумать, а тебе зла не желают.

Планы Миши после прохождения курса

Больше всего на курсе запомнилось, как пользоваться утюгом, и что его нельзя оставлять на одежде! Раньше я никогда не гладил и не знал этого. Думаю, гладить во взрослой жизни придётся часто. 

Полученные навыки полезны, потому что не всегда рядом будут зрячие родственники. Поэтому я однозначно буду пользоваться и стараться самостоятельно ухаживать за одеждой в будущем.

Проект реализуется при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

Благодаря вашим пожертвованиям мы превращаем сданную одежду в добрые дела
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем cookie-файлы. Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование cookie-файлов. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой, чтобы узнать больше.