Ежегодно каждый россиянин создает около 400 кг бытового мусора и до недавних пор почти весь этот объем (94.8%) шел на захоронение на мусорных полигонах.
С 2019 года сортировка всех отходов стала обязательным шагом в цепочке утилизации: это делается для того, чтобы выделить полезные фракции, которые пригодны для дальнейшей переработки и сократить количество мусора, попадающего на захоронение или сжигание. Теперь содержимое вашего мусорного ведра едет не на свалку, а сначала сортируется на мусоросортировочном комплексе, где из них поэтапно отбираются ценные фракции.
Значит ли это, что можно не сортировать отходы? Нет, потому что отходы успевают перемешаться и испортиться, после чего их уже невозможно переработать. В результате, на переработку удается отобрать всего около 10% отходов.
Наши коллеги из компании «Эколайн» пригласили посмотреть, как организована работа их нового сортировочного комплекса на севере Москвы, способного переработать до 480 тысяч тонн отходов в год.
Въезжая на территорию комплекса, мусоровозы проходят радиационный и весовой контроль. В случае, если отмечен высокий уровень радиации, машину разгружать не будут и придется ждать приезда спецслужб.
Машины (а их в автопарке «Эколайна» — 130) разгружаются на территории комплекса, откуда мусор отправляется на конвейеры при помощи погрузчика, который сотрудники предприятия называют «птичкой». Нас просят держаться от него подальше, потому что машина двигается очень быстро.
И еще о птичках: нашего экскурсовода — PR-директора «Эколайна» Елену Вишнякову постоянно перебивает крик чаек, которые кружат над предприятием, но их отпугивает специальная система «Сокол».
Во время предварительной сортировки важно отобрать ткань и пленку, которые застревают при попадании в сепаратор и могут остановить работу целого конвейера. Это еще одна важная причина, почему нельзя выбрасывать одежду в общий мусор и лучше пользоваться нашими специальными контейнерами, установленными по городу. В день «Эколайн» «выбирает» до 10 тонн ткани, которые уже не пригодны ни к использованию, ни к переработке, так как в текстиль быстро впитывается влага и неприятные запахи. Такие вещи можно отправить только на свалку.
Следующий шаг — отделить органику, землю и мелкий мусор с помощью роторного сепаратора. Такие отходы отправляются на мусорный полигон на захоронение и создают те самые «свалочные» газы, которые становятся причиной загрязнения атмосферы и ухудшения качества жизни людей, живущих недалеко от полигонов. Поэтому мы советуем задуматься об индивидуальном компостировании отходов или установке диспоузера на кухне.
Полезные отходы — около 20 компонентов, таких как бумага, пластик, тетрапак, металл — прессуются и уезжают на переработку. У бригады есть KPI, поэтому все сотрудники заинтересованы в том, чтобы сортировка происходила качественно и переработчик остался доволен. Отсортированные и спрессованные отходы хранятся на складе вторичного сырья – в год набирается до 140 000 тонн сырья (это 14 тысяч мусоровозов).
На комплексе три линии: по двум едет не рассортированный мусор, а по третьей — то, что собрано раздельно. Раздельно собранные отходы значительно чище, из них можно выделить на переработку больше 50% отходов, поэтому «Эколайн» развивает систему сбора в Москве и ставит всё больше сеток. За март и начало апреля установили 13 контейнеров РСО по заявкам населения. Если вы живете в Северном или Центральном округах и хотите, чтобы такой появился рядом с вашим домом, следуйте инструкции, которую разработал «Эколайн».