«Трамплин для возвращения в нормальную жизнь». Наталья, «Друзья общины Святого Эгидия»

«Друзья общины Святого Эгидия» – это добровольческая организация, помогающая бедным, бездомным и одиноким пожилым людям. Работает организация при поддержке фонда президентских грантов. Работник организации Наталья рассказывает о том, как устроена помощь, и о сотрудничестве со ВТОРЫМ ДЫХАНИЕМ.

– У нас есть многофункциональный центр помощи людям, оказавшимся в трудной ситуации. Там можно привести себя в приличный вид: постирать одежду в мини-прачечной, подстричься, взять гигиенический набор – мыло, шампунь, расческу. Можно получить консультации социального работника. Есть несколько компьютеров – люди самостоятельно бродят по интернету, ищут работу. Кому нужно, делают ксерокопии – иногда кто-то судится из-за квартиры, например.  

Несколько раз в неделю наши добровольцы выходят на улицы города и предлагают горячий ужин тем, кто в нем нуждается. Человек может прийти нетрезвый, какой угодно – мы ему предложим горячую еду. Единственное, из-за чего мы можем отказать – это неуважение к нам и к другим людям. 

У нас есть небольшой приют для пожилых людей, которые оказались без жилья. Это маленький проект: сейчас там всего четыре человека, которые стараются жить как семья. Каждый день кто-то из волонтеров их навещает. Это несколько жизней, вырванных с улицы. В этом году у нас действует еще один приют, ночной – для наиболее хрупких людей.

Из-за пандемии резко возросло количество бедных людей. Многие стали просить о продуктовой помощи, об одежде. Так появился новый проект – «Человек в центре». Здесь можно получить еду и вещи. Когда человек приходит, мы не просим у него никаких бумажек. Нас не интересует ни регистрация, ни гражданство, ни доказательства, что он в тяжелой ситуации. Мы уверены: если человек пришел за бесплатной одеждой – значит, он в нужде. Но есть правила, чтобы нечестные люди, которые могут захотеть нами воспользоваться, не смогли этого сделать. Верхнюю одежду и обувь можно получить только раз в сезон. Просто одежду и продуктовый набор – раз в месяц. 

Одежда у нас развешана на «плечиках», и можно самому что-то выбрать, как в шоу-руме. Во-первых, это как бы возможность сходить в магазин и немножко возврат в нормальную жизнь. Во-вторых, это уважение к достоинству нашего гостя: он человек, он имеет право выбора. Он не какой-то там бомж (мы сами не используем это слово), которому кинули что-то – и будь доволен тем, что тебе дали. А в-третьих – когда у человека есть право выбора, он не хапает все подряд, а берет то, что ему нужно, нравится и подходит. Знаете, иногда человеку дают теплый свитер, потому что он замерзает. А что это за свитер – женский, мужской, его ли размер – не учитывается. И в итоге человек берет вещь, которая ему не подходит, и где-то ее оставляет – как правило, на ближайшей помойке. Это и неэкономно, и расстраивает тех, кто эти вещи для него искал.

Мы предлагаем помощь так, как мне было бы не стыдно предложить ее своему другу. Дурной тон давать человеку мятое, грязное или дырявое, потому что «он и так будет доволен». Мы стараемся, чтобы у нас было красиво, чтобы человек чувствовал себя возлюбленным и принятым. Я думаю, что большинство приходит к нам прежде всего не за материальной помощью, а за отношением на равных. Для многих человек, который нуждается, как будто перестает быть человеком, а становится объектом помощи. Тем, кому нужна еда. Но ведь люди не перестают быть людьми. Архитекторами, реставраторами, бывшими журналистами… И когда даешь человеку возможность снова стать тем, кто он есть, это его окрыляет. Это сложно посчитать и доказать. Но я замечаю, что люди приходят к нам съежившимися, запуганными, боятся смотреть в глаза – а через два-три раза у них расправляются плечи. Они смотрят уверенно, они знают, что их здесь ждут, что в Москве есть место, где им рады. 

Мы не любим слова «подопечные» и «клиенты» – мы говорим «друзья». Как-то один из наших друзей, выходя от нас, сказал: «Спасибо вам огромное, я выхожу другим человеком». А совсем недавно я спросила одну нашу гостью, как у нее дела, а она ответила, что у нее нашли рак. Просто так об этих вещах никто не будет рассказывать. А мы спрашиваем не из вежливости, а потому что нам правда интересно, как они.

К нам приходят по записи, в определенное время. Это не только из соображений безопасности. Когда ты оказался в ситуации бездомности, все становится одинаковым – день, ночь, день недели. Все смешивается, и войти в нормальную жизнь становится очень трудно. Мы в дружелюбной и приветливой обстановке помогаем снова соблюдать какие-то правила. Не рявкая, а предлагая. Это дисциплинирует, заставляет приходить вовремя. И если человек потом будет устраиваться на работу – лучше пусть он опоздает у нас, чем на важное собеседование. У нас лаборатория, где можно ошибаться. Трамплин для возвращения в нормальную жизнь.  

Когда у кого-то из наших друзей день рождения, мы его поздравляем, угощаем, делаем символический подарок. Недавно одному нашему другу исполнилось 65. Он записался к нам сильно заранее, а накануне позвонил мне: «Наташа, я волнуюсь, за последние десять лет я ни разу не праздновал день рождения. А как это будет? Мне надо подготовиться?» Спросил, можно ли попросить в подарок бэушный телефон. Он волновался как ребенок, это было очень трогательно… Сейчас модно не любить свой день рождения, говорить: «Пусть кто вспомнит, тот вспомнит». Но у людей в трудной ситуации часто ослаблены социальные связи, и может получиться, что никто не знает, когда у человека день рождения, никому это не интересно. И тогда эта дата – повод сказать: «Ты важен просто потому, что ты есть».

У нас зарегистрировано 673 человека. Не все они активные посетители, кого-то уже нет в живых. В среднем в два центра к нам приходят около 200 уникальных посетителей. А на уличных раздачах еды подсчитать людей невозможно. 

Те, кто хотят нам помочь, приносят свои ненужные вещи для наших друзей. Но это спонтанный процесс. Сегодня – есть, завтра – нет, и мы не можем предугадать, что нам принесут. Поэтому когда мы запустили проект с одеждой, предложили «Второму дыханию» стать нашим партнером. Они консультировали нас – как организовать вещевой склад, как подобрать оборудование. Сейчас мы пишем, какие вещи нам нужны, и они их подбирают. Всегда очень востребованы мужские брюки, зимой нужна теплая верхняя одежда. Теперь мы уверены: принесут нам вещи, не принесут – у нас все равно что-то будет. А если нам приносят вещи, которые не подходят – вечерние платья, например, — мы отдаем их «Второму дыханию» и знаем, что они пойдут на нужное дело.

Люди могут позвонить нам с любой проблемой. Даже если мы с этим не работаем, я не буду говорить: «Приходите завтра, это не наша специализация». А скажу, как друг: «Давай позвоним туда, попробуем это». Мы как расширенная семья. Наши центры – места, которые всех объединяют. 

Благодаря вашим пожертвованиям, мы превращаем сданную одежду в добрые дела