О трудоустройстве людей с ментальной инвалидностью и другими нарушениями развития

«Профориентация и трудоустройство людей с ментальной инвалидностью и другими нарушениями развития» — так называлась конференция, в которой принял участие наш благотворительный фонд

,

«Профориентация и трудоустройство людей с ментальной инвалидностью и другими нарушениями развития» — так называлась конференция, в которой принял участие наш благотворительный фонд.

Мероприятие было организовано фондом «Абсолют-Помощь» и некоммерческой организацией «Наш солнечный мир».

Какие сложности возникают при приёме на работу людей из социально незащищенных групп, почему выпускники детских домов могут демонстративно засунуть деньги вам в штаны, и чем ущербна идея привлекать детдомовских детей к производству благотворительных сувениров рассказала учредитель нашего фонда и благотворительных магазинов Charity Shop — Дарья Алексеева.

Благотворительный фонд «Второе дыхание»
Фото: ©Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь»

— В ноябре 2015 года мы наняли первого сотрудника с инвалидностью из Центра равных возможностей для детей-сирот «Вверх». Там, где готовят к взрослой жизни молодых людей, проживающих в психоневрологических интернатах, для нас нашелся кандидат.

Через 5–6 месяцев мы приняли решение сделать трудоустройство людей из социально-незащищенных групп системной программой.

Это были и выпускники детского дома, и люди с судимостью, и бездомные, и люди с ментальной инвалидностью. Иногда всё это можно было сказать об одном человеке.

У нас работают люди от 18 до 65 лет, многие из них пришли из ночлежек и бесплатных столовых. За них поручались некоммерческие организации, которые направляли к нам кандидатов.

Бывает, что фонды не оценивают реальных возможностей своих подопечных и присылают к нам людей, которые не подходят на вакансию. Однажды к нам «направили» дедушку с палочкой на роль грузчика. Он с трудом дошёл от метро до склада, не говоря уже о том, чтобы поднять тяжелый мешок.

Конечно, мы разделяем убеждение, что шанса заслуживает каждый человек, но при этом нужно адекватно оценивать возможности человека.

Как-то к нам пришел мужчина (тоже с вокзала), который выглядел будто пьяным. Как оказалось позже, он пережил инсульт и не мог работать в приемлемом темпе. Но он и не соглашался на оплату труда, пропорциональную его выработке. Мы не смогли его трудоустроить.

Для выпускников детских домов первая работа — это приключение, «wow-момент», в их жизни появляется что-то новое.

Часто выпускники детских домов очень игриво относятся к рабочим обязанностям: могут устроить в фуре аттракцион, заблокировать лифт на 5 часов и остановить погрузку машины, стоимость товара в которой составляет сотни тысяч рублей.

Они любят слушать громкую музыку с телефона во время работы и не реагировать на просьбы. Они просят денег взаймы, а если им напомнить о долге — способны демонстративно засунуть деньги вам за резинку штанов в присутствии покупателей только потому, что видели это по телевизору в фильмах про стриптиз-клубы и считают, что это круто.

С одной стороны, всё это несложно корректировать — нужно больше общаться, анализировать причину поступка и давать обратную связь. Но на практике достаточно сложно оставаться спокойным и доброжелательным, когда ты из раза в раз сталкиваешься с одними и теми же сложностями.

Интересно, что основный груз «адаптации» новых членов команды ложится не на руководителя, принимающего на работу людей из социально незащищенных групп, а на его подчиненных — людей, которые будут ежедневно с ними общаться и сталкиваться с их агрессией, непониманием или индивидуальными особенностями. Поэтому мало принять решение на уровне руководства — важно обучать персонал. После нескольких сложных моментов мы поняли, что нам не хватает куратора по социальным вопросам, который был бы звеном между нашими сотрудниками.

Мы организовали встречу продавцов наших магазинов «Charity Shop» с психологом Центра «Вверх», на которой нашим сотрудникам объясняли, как бэкграунд ребят, выросших в детском доме, может повлиять на их поступки. Конечно, одной такой встречи мало: работа работодателя и некоммерческой организации, которая поддерживает конкретного сотрудника в социально-бытовых или психологических вопросах, должна быть непрерывной.

Часто мы видим, как попытки социальных организаций и волонтеров улучшить качество жизни людей приводят к обратным последствиям.

Например, очень популярна среди некоммерческих организаций идея привлекать детей, воспитывающихся в детских домах, к производству сувениров, которые реализуются потом на ярмарках. За свою работу дети часто получают деньги. По идее, это должно быть полезно — что-то зарабатывать и учиться тратить. Но они привыкают, что за пару браслетов можно, например, заработать 500 рублей, и напрягаться особо не надо — бусины тебе купят и привезут в детский дом, а потом где-то эти браслеты продадут… Когда же во взрослой жизни им говорят, что за 500 рублей придётся три-четыре часа раздавать флайеры, им кажется это несправедливым, ведь раньше деньги доставались намного более необременительным способом.

Благодаря вашим пожертвованиям мы превращаем сданную одежду в добрые дела
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем cookie-файлы. Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование cookie-файлов. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой, чтобы узнать больше.