Откуда есть пошли на Руси кастомизация, апсайклинг и мультилейеринг

Отдавать вещи на переработку и ходить на своп-вечеринки — новое модное веяние? Как бы не так! Этим практикам много веков

Отдавать вещи на переработку и ходить на своп-вечеринки — новое модное веяние? Как бы не так! Этим практикам много веков, мы видим их в глубине веков в крестьянском быте.

Долгими зимними вечерами девушка-крестьянка делала себе приданое. Ей нужно успеть сшить как можно больше одежды и домашнего текстиля для себя, для детей и для мужа. А ещё и смастерить подарки для родителей жениха.

Для себя нужно много одежды, на каждый возраст — своя: и красный сарафан для себя-невесты, и для себя-молодухи — молодой жены, и для себя-матери, и себя-бабушки… Когда наступал новый этап в жизни женщины, она доставала из сундука с приданым вещь и подгоняла под свой рост и текущий размер. Ведь в юности она не могла знать свой размер заранее. На музейных экспонатах часто можно увидеть надставленные или укороченные подолы юбок, удлиненные или подшитые бретели сарафанов — такая кастомизация по-крестьянски.

Могла крестьянка и украсить кусочком дорогой ткани свои наряды. Если появлялся кусочек дорогой ткани — его пришивали на видное место. Вышивали рубахи, «подшивая» новую информацию о себе и о семье, коротая долгие зимние вечера. Обрезки тканей не выкидывали, любой кусочек шёл в дело. Кто-то сказал «патчи»?

Ресайклинг, апсайклинг, фрисайклинг — конечно, всё это не изобретения сегодняшнего дня. Фрисайклингом сейчас мы называем то, когда мать раздавала дочерям свадебные наряды и праздничные головные уборы. Кички и кокошники сохранялись по двести лет, сохраняя память о родных и поддерживая семейные традиции. Попробуйте представить, какие из вещей вашего гардероба не истлеют через пять лет. А через 50?

И несмотря на то, что вещи нередко были очень старыми, уверенные в своем мастерстве девушки перешивали вещь под себя. Сейчас мы назвали бы это апсайклингом. Но только представьте себя на месте такой девушки: вы берете, считай, музейный экспонат и переделываете его на свой вкус. Страшно? Интересно?

Знаете, почему мы так редко видим в музеях мужскую народную одежду? Всё просто: мужчины носили одежду, пока она не станет непригодной. Мужчине не нужно было одеждой показывать возраст и семейный статус. Раз в год ему дарили новую праздничную рубаху, на следующий год она становилась будничной, изнашивалась, а затем превращались в половички или ветошь. Так «крестьянский ресайклинг» приводил к тому, что мужской одежды почти не оставалось.

Многослойность — мультилейеринг — было бы сложно не изобрести в наших широтах. В северных губерниях России была особенная, свадебная версия «мультилейеринга». Время сватания и смотрин — короткий период после Рождества, когда семьи с невестами и женихами собирались в городе или в селе побольше, чтобы устроить свадьбы. Чтобы сразу показать достаток семьи и не давать пустой надежды жениху, девушки надевали лучшие наряды и украшения в несколько слоев. Сарафан на сарафан, серьги на серьги, бусы в пять рядов! Жених и его семья видели, сколько жемчуга и каменьев на девушке, сколько заморских фабричных тканей в её нарядах, и сразу искали ровню.

Идут годы, меняется мода. Проходят века, появляются новые слова, меняется язык. Но изобрести что-то новое не получается. В одежде-то уж точно.

Благодаря вашим пожертвованиям мы превращаем сданную одежду в добрые дела
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем cookie-файлы. Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование cookie-файлов. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой, чтобы узнать больше.