Подумать только, лет десять назад кто-то драповое пальто мог обозвать «нафталиновым приветом», а нежные воспоминания старшего брата о первых вареных джинсах презрительно называть карго-культом! Сейчас каждый может надеть, например, очки в роговой оправе, как у советского инженера по обслуживанию ЭВМ. Никто не подумает, что это аксессуар для вечеринки ностальгирующих по временам «железного занавеса». Скорее спросят, в каком магазине винтажа продавались такие классные очки.
Что же произошло такого, что нам захотелось носить старые вещи? Может, это просто ностальгия по советской эпохе или по томным вечерам поэтов Серебряного века? Или такой оригинальный ответ на экономический кризис — поискать обновку на антресолях вместо того, чтобы купить новое в бутике.
Маловероятно, ведь в сетевых магазинах и в Мадриде, и в Петербурге продается примерно одно и то же. Платья в стиле 60-х, которые могла бы надеть Лида, та самая «хорошая девочка» из «Приключений Шурика» можно найти в любом торговом центре.
«Ностальгируют» и лучшие дизайнеры мира на подиумах Парижа, Нью-Йорка и Лондона. Изучают старые эскизы, перерабатывают старые коллекции давно ушедших сезонов. Отчасти этому есть рациональное и экономическое объяснение. Дизайнерам приходится показывать несколько коллекций за год, чтобы конкурировать с гигантами fast-fashion, и они попросту не успевают придумывать что-то радикально новое. Но и это верно лишь отчасти.
Винтаж стал ответом глобализации, которая сделала моду общемировой. Одинаковое дешевле и проще производить. Конечно, в массовости есть свои плюсы: вещи недорогие, не требуют особенного ухода и дают чуть больше анонимности, в них чуть проще скрыться от соцсетей и тотального наблюдения. Но одинаковая одежда своей недолговечностью не только замусоривает планету. Она просто уже набила оскомину, сделав самым ценным уникальное, неповторимое.
Интернет, глобальная экономика и нынешнее состояние экологии дали винтажу инструменты для завоевания мира, но почему именно для винтажа сейчас лучшее время? Дело в том, что винтаж прекрасно отвечает на вопросы, которые мы задаем сами себе.
Это история семьи. Может, мы и нечасто звоним родным, но мы часто о них думаем, когда носим их наряды. Общий язык одежды — то, что помогает стоить мосты между поколениями и без слов. Вот и повод приехать к бабушке: покопаться на антресолях и научить её пользоваться соцсетями, чтобы присылать ей селфи в стиле времен её молодости.
Это история происхождения. Винтаж предполагает, что у вещей было своё уникальное прошлое, словно провенанс у картин старых мастеров. Что у каждого человека есть биография, которую он может рассказать при помощи вещей, а не только однодневные исчезающие stories.
Это новое ощущение тела. Попробуйте надеть шелковую блузку начала века и понаблюдайте, как изменится пластика вашего тела. Блузка потребует самой статной осанки и не простит резких движений.
Это память места, частичка истории города или компании, которую можно увезти как «полезный» сувенир. Это память о региональных отличиях, существовавших до эпохи интернета. Это свидетели событий, которые неизвестны экскурсоводам и Википедии.
Это игра, ведь вещь можно купить только здесь и сейчас. Уже никогда не завезут такое же платье, но на размер меньше.
Это прыжок в вечность. Каково это, обладать вещами, которые, может, старше тебя самого. Винтажная одежда долговечнее, иначе бы она так красиво не состарилась. Винтаж свободен от одноразовости, низкого качества и растиражированности.