Повторное использование. Переосмысление упаковки

Отчет фонда Ellen MacArthur Reuse Rethingking Packaging посвящен различным способам повторно использовать упаковку. В отчете рассматриваются шесть основных преимуществ многоразового использования и 69 примеров компаний и брендов, которые уже внедрили эти принципы в свои бизнес-процессы. Рассказываем о некоторых из них.

Шесть причин переходить на многоразовую упаковку

Представление об упаковке меняется: раньше она воспринималась как что-то максимально дешевое, легкое и, как следствие, – недолговечное. Но в современном мире она может стать не источником отходов, а создать дополнительные ценности как для клиентов, так и для бизнеса:

  1. Уменьшение расходов на логистику. Компактные наполнители, концентраты, продукты в растворимых таблетках существенно снижают расходы на логистику товаров. Товары в современной упаковке занимают меньше места на складах и полках супермаркетов и снижают расходы на доставку.
  2. Адаптация к потребностям клиента. Покупатель сам решает, какой продукт ему требуется. Например, он может сам определить объем и не покупать лишнее, сократив отходы.
  3. Оптимизация операций. Использование одной и той же взаимозаменяемой тары и упаковки для продуктов разных брендов и торговых сетей позволяет унифицировать бизнес-операции и сделать их более эффективными и дешевыми.
  4. Лояльность к бренду. Программы бонусов и скидки на следующую покупку при возврате залога за тару мотивируют клиентов вновь приходить к тому же продавцу и формируют долгосрочную лояльность.
  5. Улучшение пользовательского опыта. Многоразовые флаконы и контейнеры для продуктов более продуманы, эстетичны и эргономичны, что улучшает внешний вид и функциональность продукта.
  6. Получение данных о клиенте. Информация о пользовательских предпочтениях и взаимодействии с товарами может быть собрана с помощью интегрированных в упаковку цифровых технологий, таких как RFID-метки, датчики и GPS-отслеживание.

Примеры продуктов и сервисов

by Humankind

Источник: by Humankind

Компания by Humankind (США) предлагает продукты личной гигиены, которые существенно снижают потребность в одноразовой упаковке. Например, один из продуктов – таблетка для полоскания рта, которая растворяется в стакане воды и заменяет стандартный ополаскиватель. Клиент, покупающий на сайте впервые, получает многоразовые флаконы для косметики, которые он сможет пополнять. Компания подсчитала, что их клиенты экономят 2,26 кг одноразового пластика в течение одного года использования их продуктов.

Replenish

Источник: Replenish

Replenish разработал прочную многоразовую бутылку с распылителем, которая прикрепляется к капсулам с жидкими концентратами, например, для уборки и личной гигиены. Таким образом, пользователь покупает только жидкий концентрат, а бутылка с водой используется много раз, что существенно экономит упаковку и как следствие – сокращает транспортные расходы.

Replenish адаптирован к различным товарным предложениям, что позволяет компаниям создавать маркировку под своим собственным брендом без каких-либо затрат на разработку и быстрее выходить на рынок с полным многоразовым решением на основе концентрата.

SodaStream

Источник: SodaStream

SodaStream позволяет клиентам делать газированную воду дома в бутылках многократного использования. Клиенты могут выбрать вкусовые добавки и «кастомизировать» продукт под собственные предпочтения.

Клиенты совершают разовую покупку устройства SodaStream и специальных многоразовых бутылок. Дополнительно к ним покупается сжатый CO2 в возвратных баллонах. При покупке в магазине, клиенты возвращают пустую тару и получают скидку на следующую покупку. За онлайн-покупку взимается депозит в размере 10 фунтов стерлингов (около 820 рублей) за доставку заполненных газовых баллонов и этикеток для возврата, и клиенты возвращают пустые тары в обмен на депозит. Одна бутылка SodaStream заменяет более 3700 бутылок и банок.

SodaStream был куплен PepsiCo за 3,2 миллиарда долларов США в 2018 году.

DabbaDrop

Источник: DabbaDrop

DabbaDrop – это британский стартап по доставке индийской еды на дом. Он вдохновлен многовековой системой доставки еды в Мумбаи, где более 200 000 блюд ежедневно доставляются в коробках «тиффин», которые затем собираются, моются и возвращаются обратно в рестораны. Точно так же DabbaDrop доставляет готовые блюда в многоразовой упаковке, похожей на оригинальный индийский «тиффин».

Пользователи подписываются на получение DabbaDrop один или два раза в месяц. С них взимается разовая плата в размере 15 фунтов стерлингов (около 1228 рублей) за контейнер DabbaDrop, который доставляется с первой покупкой. При следующей доставке DabbaDrop забирает, моет и снова использует пустой контейнер. Доставка и вывоз осуществляются на велосипеде и оплачиваются по фиксированной ставке 3 фунта стерлингов (245 рублей) за каждый заказ.

Loop

Источник: Loop

Loop – это Интернет-магазин, созданный компанией TerraCycle, предлагающий продукты в многоразовой упаковке от таких известных брендов, как P&G, Nestlé, PepsiCo, Unilever и т.д. Loop оптимизирует возврат упаковки от пользователя: нужно просто собрать все емкости в ту же упаковку, в которой пришел заказ и отдать курьеру, который заберет коробку бесплатно. Продукты могут появляться в магазине Loop только в том случае, если их упаковка может использоваться повторно и может быть переработана в такую же упаковку в конце срока её службы.

Coca-Cola Brazil

Источник: Coca-Cola Brazil

В 2018 году бренды Coca-Cola Brazil инвестировали 25 миллионов долларов США в универсализацию дизайна своих многоразовых ПЭТ-бутылок и 400 миллионов долларов США в расширение инфраструктуры их повторного использования (оборудование для очистки и повторного заполнения бутылок).
Покупатели оплачивают косвенный депозит при покупке содовой в многоразовой бутылке, получая скидку на следующую покупку, когда они возвращают пустую бутылку в магазин. Розничные магазины хранят пустые бутылки и возвращают их Coca-Cola при доставке нового заказа. Coca-Cola доставляет мультибрендовую смесь бутылок обратно в разливочный цех, где бумажные этикетки снимаются, бутылки очищаются, повторно наполняются и маркируются новой этикеткой.
Инициатива по созданию универсальных бутылок является частью большой стратегии Coca-Cola в Латинской Америке, которая призвана увеличить долю многоразовой упаковки (как стеклянной, так и ПЭТ), которая сегодня составляет 27% продаж.

  • Скидка на последующие покупки стимулирует возврат и создает сильную привязанность к бренду и высокую вероятность покупки.
  • Создание универсального дизайна бутылок для всех брендов значительно снижает затраты на мытье, розлив и затраты на обратную логистику, одновременно снижая выбросы углекислого газа.
  • Эта многоразовая модель заменяет 200 миллионов одноразовых бутылок в год в Бразилии и была самым быстрорастущим форматом упаковки Coca-Cola в 2018 году в Латинской Америке.

CoZie

Источник: Cozie

Французская компания CoZie разработала дозирующий аппарат для косметических продуктов, таких как увлажняющие кремы и кремы для лица. Специальная конструкция дозирующей системы позволяет хранить косметические продукты в вакуумных тюбиках для сохранения срока годности продуктов. За первую покупку пользователи платят 1,5 евро за емкость для крема. Эта же сумма вычитается из следующей покупки пользователя. До сих пор CoZie использовала технологию только для собственных кремов компании, но в этом году в Англии будут добавлены внешние бренды шампуня и геля для душа.

  • Дозирующая технология CoZie позволяет клиентам самостоятельно дозировать объем и покупать не больше, чем им требуется.
  • Покупатели получают скидки на заправку продуктов CoZie при возврате пустых емкостей для косметики в CoZie. Эта косвенная структура депозитов создает лояльность к бренду и заставляет клиентов возвращаться.
  • Онлайновая система дозирования обеспечивает отслеживаемость и позволяет автоматически создавать распечатанные этикетки с названием продукта, датой и номером партии.
  • Вся продукция поставляется в высококачественной прочной стеклянной таре.

RECUP

Источник: RECUP

RECUP предлагает схему повторного использования для кафе и кофеен в Германии. Покупая кофе, клиенты оплачивают депозит за многоразовую кружку и могут вернуть её любому партнеру RECUP в обмен на свой первоначальный депозит. Партнеры RECUP оплачивают членский взнос за финансирование схемы депозита и имеют доступ к мобильному приложению. Партнеры вносят депозит в размере 1 евро за чашку и могут выбрать столько чашек, сколько пожелают. Перечисляя депозит на любителей кофе, предприятия могут сэкономить деньги путем замены одноразовых стаканчиков на RECUPs. Все партнеры RECUP обязаны чистить и повторно использовать возвращенные им чашки.
В настоящее время RECUP расширяет систему, тестируя ее с партнерами, такими как McDonalds и Deutsche Bahn.

  • Универсальная конструкция чашки позволяет объединить логистику уборки и оптимизировать распределение по кафе, ресторанам и кофейным сетям.
  • С помощью приложения отображаются все возможные места для получения депозита в 1 евро. Схема имеет низкий риск для розничных партнеров, поскольку чашки остаются собственностью RECUP, а депозиты возвращаются розничным партнерам, когда чашки возвращаются в конце срока службы.
  • Прочные кружки рассчитаны на использование до 1000 раз.

RePack

Источник: RePack

RePack предоставляет многоразовую возвратную упаковку для товаров, заказанных клиентами Интернет-магазинов.

Когда клиенты делают заказ в Интернет-магазине, они могут выбрать упаковку RePack для повторного использования. Заказ доставляется клиенту в упаковке с предоплаченной этикеткой для возврата. Этикетки уникальные, поэтому когда клиент возвращает упаковку, RePack вознаграждает его бонусами от компаний-партнеров.

Шведская система доставки продуктов

С 1997 года в Швеции действует система доставки продуктов в магазины, к которой подключились более 1500 бизнесов. Предполагается, что после разгрузки поддонов и ящиков, в которых приехали продукты,  они возвращаются поставщику. Затем ящики моются и снова пускаются в оборот. Эта система используется для поставок половины свежих продуктов в стране. 

У этой системы есть несколько важных преимуществ:

  • Ящики вентилируются, не притягивают влагу и защищают упаковку продуктов, чтобы уменьшить её повреждение при транспортировке.
  • Стандартизированный дизайн означает, что производители и продавцы знают точные размеры ящиков и могут эффективно осуществлять логистику.
  • Клиенты оплачивают «пользовательский сбор» и ежедневную аренду за использование паллет и ящиков, а не закупают их самостоятельно. Это сокращает расходы для ритейла.
  • Поддоны легче стандартных евро-паллет на 10 кг, что сокращает расходы на логистику.
  • Многоразовые ящики снижают выбросы CO2 на 74% по сравнению с аналогичной одноразовой картонной упаковкой.
  • Срок службы ящиков 15 лет. Сломанные ящики перерабатываются и используются для производства новых ящиков.

Материал подготовлен с использованием средств Фонда президентских грантов.

Благодаря вашим пожертвованиям мы превращаем сданную одежду в добрые дела
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем cookie-файлы. Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование cookie-файлов. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой, чтобы узнать больше.