Автор текста и фото: Ника Голикова
«27 февраля мы уехали из Донецка во второй раз. Я взяла собаку, сына и уехала. На этот раз насовсем», — рассказывает Ольга Иванцова, одна из организаторок группы помощи беженцам. Рассказываем, как устроены волонтёрские организации, кто там работает и как люди объединяются против общей беды.
Беженцы оказываются в Москве и Московской области двумя путями: либо самостоятельно пересекают границы, либо с официально организованной эвакуацией. Последние могут получить от государства жильё, питание и доступ к медицине, а вот самоприбывшие люди остаются без помощи.
В крупных городах вроде Москвы и Петербурга правительство не устанавливает квот по размещению для приезжающих из Украины. «Пунктов временного размещения в Москве нет вообще, только в области. Москва беженцев официально не принимает, но самоприбывших здесь очень много», — рассказывает Юлия Селезнёва, координатор благотворительных программ «Второго дыхания». Фонд «Второе дыхание» — это крупнейшая некоммерческая организация в России, занимающаяся сбором, сортировкой, перераспределением и переработкой одежды.
Кто становится волонтером?
Оказавшись в Москве, Ольга Иванцова столкнулась со всеми трудностями, с которыми сталкиваются беженцы, и сразу начала искать группы помощи. Она нашла небольшую инициативную группу, которая помогала беженцам в разных городах России. Там Ольга познакомилась с многодетной мамой Марией Макеевой, которая помогла с тёплой одеждой.
Помимо одежды, муж Марии достал ноутбук для сына Ольги, потому что тому нужно было продолжать удаленно учиться. А потом Ольга рассказала, что у неё большой опыт как организаторской, так и волонтёрской деятельности, поскольку она уже занималась гуманитарной помощью.
Женщины объединились и создали свою инициативную волонтёрскую группу. К ним присоединился айтишник Вадим Химченков. Он решил, что нужно сделать отдельный телеграм-канал с чат-ботом, найти помещение, где можно выдавать помощь, и волонтёров, которые будут это делать.
К проекту привлекли Викторию Полтихину — с самого начала спецоперации девушка вела канал информационной поддержки, рассказывая, где и как получить помощь в разных городах России. Так появился штаб помощи беженцам, который не оформлен ни как НКО, ни как фонд. У него даже нет названия, зато есть множество задач и тысячи людей, которым помогли.
Как только штаб начал работать, к четвёрке организаторов присоединилась актриса и телеведущая Кристина Дасарская. Многочисленные подписчики девушки смогли собрать сумму, на которую штаб смог закупить первые наборы с едой и самое необходимое.
К проекту сразу присоединился фонд «Второе дыхание», который стал помогать одеждой, бытовой химией и канцелярией.
Уже 28 февраля фонд открыл отдельную программу сбора помощи для беженцев. Одежда, обувь, средства гигиены и канцелярия отправляются волонтёрской группе в Москве и ещё в девять регионов России.
Большое помещение рядом с метро «Новослободская» Вадиму бесплатно предоставили друзья-предприниматели. В самой большой комнате стояли рейлы с одеждой и коробки с обувью. Была отдельная комната для детских игрушек, книжек и канцелярии. В третьей, самой маленькой комнатке хранились продуктовые базовые наборы: чай, масло, крупы, консервы, печенье. Теперь волонтёрский фонд снова ищет помещение.
Никаких денежных сборов организаторы не устраивают, говорят, что изначально планировали помогать, кто чем может: «Мы вообще хотели, чтобы всё, что мы делаем, было завязано не на деньгах, а в большей степени на помощи „по-соседски“. Вот у вас есть ненужная кофточка — вы принесли, а у кого‑то есть пачка карандашей — он принесёт её. Я вот вчера немного перебрала шкафы своих дочек и привезла пакет школьной одежды», — рассказывает Мария, собирая гуманитарные наборы с едой.
Штаб работает на выдачу четыре дня в неделю. Принимают только по записи. А чтобы записаться, нужно заполнить заявку через чат-бот. В самом начале заявки сразу появляется дисклеймер:«Всё, чем мы помогаем, принесли или купили за свои деньги обычные люди. Нас не спонсирует государство или политические партии. Организаторы и волонтёры не получают заработную плату. У многих есть своя работа, семьи, дети. Просто нам не всё равно».
Беженцам нужно заполнить свои данные, рассказать, откуда и когда они приехали, где остановились, сколько членов семьи и какая помощь им требуется. И ждать звонка от волонтёров.
«Хотелось бы вернуться, но куда? Там ничего нет, все, пустое место»
Самоприбывших много по разным причинам. Те, кто планирует остаться в России, начинают заниматься документами, а это очень тяжелый процесс. Прибывшие украинцы могут получить либо статус беженца, либо временное убежище. Без этого они не могут ни устроить детей в школу или детские сады, ни найти работу. Статус беженца в России получить очень сложно, он предусматривает много льгот, поэтому выдают его неохотно.
Статус временного убежища делается в течение трёх дней, и выдаётся он на год с возможностью продления. На деле этот процесс занимает гораздо больше времени, к тому же некоторые плохо пишут или говорят по-русски и из‑за этого не могут заполнить документы, а кто‑то просто не знает, какие документы нужны.
В штаб приходят в основном самоприбывшие. Многие из них подали заявки на выплаты в 10 тысяч рублей, но Ирина, беженка из Украины, говорит, что они не пришли даже тем, кто ждет с апреля. Она уехала из Мариуполя 18 мая вместе с мужем с двумя дочками: 18 лет и 1,5 года.
Женщина пришла в штаб помощи за детскими летними вещами, ещё говорит, что очень нужна кроватка и посуды не хватает. С едой пока помогает брат, а устроиться на работу без документов нет возможности. «Мы пришли в фонд „Милосердие“, там нам помогли подать документы на статус временного убежища, а дальше будем подавать на гражданство, а что еще делать? Хотелось бы вернуться, но куда? Там ничего нет, всё, пустое место», — говорит женщина.
Многим сложно начать выстраивать новый быт еще и из‑за эмоционального состояния неопределённости и веры, что все это вот-вот закончится, объясняет Ольга: «Естественно, большинство людей хочет вернуться. Они не осознают, что это всё надолго. Многие ждут и верят, что они на днях вернутся домой. Плохо или хорошо, но люди жили у себя дома, и они точно не планировали, что будет вот так».
Каким образом помогают беженцам: от арт-терапии до устройства детей в школу
Вадим, Мария, Ольга и Виктория сразу решили, что будут стараться оказывать комплексную помощь. Их штаб на «Новослободской» был основным помещением, теперь волонтёры ищут новое. Бесперебойно работает телеграм-канал, через который беженцы получают помощь от штаба. Поток заявок на гуманитарную помощь в чат-боте увеличивается с каждым днём.
Когда штаб только открывался, организаторы рассчитывали помогать 30–50 семьям в неделю, но этот план почти сразу провалился. «Когда мы думали, что 50 семей — это будет пик, мы не знали, что когда‑нибудь сможем отгружать помощь 150–200 семьям в неделю», — рассказывает Мария. Так, за первый месяц волонтёры обработали 180 заявок, за второй — 380, а за 20 дней третьего месяца уже больше 450 заявок.
А ещё в телеграм-канале есть ветка психологической помощи, где любой желающий может пообщаться с профессиональными психологами или послушать вебинар по диагностике и самопомощи при острых стрессовых состояниях. Ребята из фонда стараются поддерживать и волонтёров, которые им помогают. На днях запускают курс про выгорание от волонтёрской деятельности.
Каждую неделю проводятся занятия группы арт-терапии, куда беженцев приглашают лепить, рисовать, делать коллажи — там у них есть возможность выговориться и эмоционально разрядиться. Волонтёры достают бесплатные билеты на культурные мероприятия, концерты или в музеи. Благодаря актрисе Кристине Дасарской фонд получил около сотни билетов в театр. «У людей появляется возможность переключится с горя хотя бы ненадолго, у нас много радостных отзывов после посещения музеев или детских мероприятий», — рассказывает Вадим.
В канале есть чат по юридической помощи. Юристы-волонтеры создали памятку по получению статуса беженца и временного убежища в Москве и области. Отдельно желающие могут задать свои вопросы, юристы отвечают на них ежедневно.
В другом чате преподаватели московских школ проводят бесплатные занятия для детей беженцев, чтобы подтянуть их по учебе и подготовить к российской образовательной программе. А есть ветка, где люди могут искать и предлагать жильё, причем на самых разных условиях.
Сергей Богатырев, пенсионер из Москвы, не раз через группу помогал беженцам. В декабре прошлого года у него умерла мама, по наследству ему досталась квартира. Сергей планировал её продать, но когда началась спецоперация, решил, что сможет помочь людям, предоставив им жильё: «Я увидел количество беженцев, которое буквально хлынуло на Россию. Я сказал Марии, что готов предоставить свою квартиру, если будет нужно». Прошло пару недель, Мария перезвонила и сообщила, что есть семья из шести человек, которым негде жить.
Сергей пустил жить семью бесплатно, и примерно с середины марта он активно её поддерживает: «В России денег много, но денежный мешок не бесконечный, поэтому я считаю, что все должны помогать друг другу. Меня так воспитывали». На предоставлении жилья помощь Сергея не закончилась: он устроил детей в школу и до сих пор помогает решать вопрос с документами.
Как и чем можно помочь прямо сейчас?
Группа «Беженцы Москва и МО» нуждается в мужской одежде, спортивной обуви, школьных портфелях, канцелярии, учебных пособиях по российской школьной программе, школьной форме. Также можно присоединиться к команде волонтёров и помогать в разгрузке и распределении вещей. Самый большой дефицит сейчас с постельным бельем, подушками и одеялами. А ещё очень нужна мужская одежда и обувь на плоском ходу, например, кроссовки или кеды.
С одеждой активно помогает фонд «Второе дыхание», волонтёры привозят в штаб необходимую одежду.
Также помогают комплексные центры социального обслуживания населения, социальные отделы храмов, профильные фонды, такие как «Ночлежка» и «Центр содействия реформе уголовного правосудия».
Можно помочь волонтёрам организовать культурное мероприятие для подопечных или предоставить билеты.
Одежду или предметы быта можно передавать через фонд «Второе дыхание». Одежду легко отправить через контейнеры фонда, их около 120 в Москве, по России 900 точек приёма.
Если у вас нет возможности принести вещи, вы можете сделать пожертвование. На собранные деньги закупаются необходимые вещи и оплачивается их доставка в отдаленные регионы.