Мы начинаем серию материалов об общих проектах с благотворительными организациями.
И, пожалуй, начнем с котиков и дружбы с центром лечебной педагогики и социальной терапии «Рафаил». Здесь учатся люди разных возрастов с особенностями развития. Подопечные центра занимаются терапевтическим творчеством, а также делают из тканых холстов симпатичных котов, которых мы продаем в благотворительных магазинах Charity Shop (всю выручку от продажи котиков мы отдаем Центру).
В день последнего звонка нас пригласили на премьеру спектакля «Петр и Феврония Муромские». На деревянном крылечке центра «Рафаил» в Оболенском переулке сушились чьи-то ботинки после дождя, а в коридорах готовились к представлению бояре и боярыни, князья и крестьянки.
О спектакле
Музыкальный спектакль по старинной пьесе Ермолая Эразма состоял из 9 актов и длился 1 час.
На вопрос, как удалось поставить спектакль с тридцатью актерами, руководитель центра Валентина Загрядская ответила: «Роли исполняют и воспитанники, и сотрудники, и родители. Мы помогаем ребятам справляться, учим их общаться, выражать себя, уметь ладить друг с другом. Они переносят эти роли в жизнь».
Воспитанники центра рисуют раскадровки и иллюстрации с текстом роли, чтобы легче было запомнить.
37-летней Полине с аутизмом предложили выступать, только если наденет кокошник. Она надела и побежала на сцену. Хотя до этого, по рассказам педагогов, Полина вступала в контакт только вращая шерстяной шарик на занятии по валянию. Как говорит Валентина Николаевна, так влияет метод «обучение, ремесло и искусство», по которому работают с ребятами в «Рафаиле».
О котиках
Вот как Лидия Крючкова оказалась руководителем ткацкой мастерской в «Рафаиле»: «У среднего сына обнаружился аутизм. Ребенок буквально рос в метро — от лечебного педагога мы ехали на массаж. Тогда я переучилась с бухгалтера на психолога».
В «Рафаиле» Лидия работает уже 10 лет.
В центре есть полиграфическая мастерская (здесь делают блокноты и закладки), музыкальная, театральная. А в ткацкой студии как раз и производят котиков для Charity Shop из полосатых полотен.
«Наши ребята — разные. Например, Антон делает коврик за 4 занятия, это две недели. А у другого эта работа займет 9 месяцев».
Ребята учатся во время ткачества: раскрашивают бумагу по цвету нитей, тренируют внимание, память, умение слушать, моторику.
О родителях
Сейчас в центре 40 воспитанников, среди них и дети, и подростки, и взрослые. С ними два раза в неделю работают 12 педагогов. Стоимость занятий в «Рафаиле» — 90 рублей в час.
Детей можно оставить на 6 часов.
Как сюда попасть? Записаться на консультацию и придти познакомиться.
Родители здесь могут перевести дух на 6 часов. Некоторые даже умудряются в это время отлучиться на работу. Мамы общаются, отмечают дни рождения, дружат. Они дорожат этим местом, каждым из педагогов и всем, чего дети достигли и научились в «Рафаиле».
О воспитанниках
Виктория Прокофьева, руководитель полиграфической студии, рассказала о ребятах:
«Дима дарит каждому преподавателю по цветочку на праздники, никого не забывает. Он не знает, что получает пенсию, иначе, как считает мама, он каждый день приносил бы преподавателям по целому букету».
И ещё немного про воспитанников Центра
«Мама 33-летнего Саши с аутизмом была уверена, что её сын никогда не захочет выступать на сцене. Когда на новогоднем празднике Саша долго читал сказку «Заячья избушка», мама поразилась. Хотя остальные зрители ворчали, что читает долго и ничего нельзя разобрать. Но для Саши его поток сознания на сцене был достижением».
Боярин в очках на втором плане — Саша.
«Андрей с аутизмом тяжело адаптировался. Он нервничал, обижался, что его не понимают, не слушают. Не хотел соблюдать правила. И потом сказал подруге по центру: «Правильно, Тая, никуда не уходи из «Рафаила», я бы тоже остался, но мама сказала что я буду уставать».
Что нужно Центру
Руководитель Центра делится с нами проблемами:
«Фонду, который поддерживает детей, проще найти средства. А мы в работаем со взрослыми. Нет постоянной поддержки и возможности платить за коммуналку, аренду. Снимаю пенсию ребенка и оплачиваю срочные расходы, чтобы выжить до следующего гранта или конкурса, в котором ещё выиграть надо. Сами убираем двор, чтобы не тратиться на дворника. Вот продали котиков, доложили и заплатили за пожарную сигнализацию — очень вовремя!».
Центр нуждается в шкафах для хранения продукции и материалов. И здесь нет пандуса. Педагоги мечтают приобрести велотренажер и балансирующую доску для двигательной терапии, а также обновить сайт.
Но больше всего тут нужны волонтеры, которые помогали бы следить за ребятами во время занятий, или студенты, которые хотели бы защитить собственный проект по краудфандингу.